Вы слышали о Москвиче-2142, он же «Князь Владимир»?

Сегодня мы обращаем ваше внимание на интересную советскую разработку, а точнее на Москвич так называемого «четвертого поколения» с заводским индексом 2141. Именно эта модель стала, так сказать, прорывом для московского АЗЛК. И на фоне сегодняшних разговоров о судьбе нового российского предприятия с такой же эмблемой есть повод напомнить вам о недавнем прошлом продукции этого завода.

Известно, что модель 2141 позаимствовала свой внешний вид у французской Simca 1307/1308/1309, которая была выпущена в 1975 году и в следующем году стала европейским автомобилем года. Глядя на эти две машины, нельзя не провести параллель, но советские конструкторы утверждают, что они внесли в конструкцию «Москвича» столько изменений, что французы не могут претендовать на интеллектуальную собственность.

У группы PSA, взявшей на себя европейские операции Chrysler (до 1978 года Simca была частью Chrysler), не хватило смелости поднять вопрос о плагиате. Действительно, если сравнить симку и 2141, то видно, что они не близнецы, но сходство определенно есть. Пожалуй, самая очевидная деталь — лобовое стекло.

В западных странах новый советский автомобиль был доступен как «Алеко 141» или «Лада Алеко» (торговая марка предпочтительнее по маркетинговым соображениям). Страны Восточной Европы, например, знают его по оригинальному названию, так как там этот автомобиль продавался какое-то время.

Пятидверный хэтчбек — это хорошо, но в СССР предпочитали седаны, поэтому идея добавить этот тип кузова логична. Разработка автомобиля началась в 1986 году, но все как-то пошло наперекосяк. А в 1991 году распался Советский союз, децентрализованная экономика потерпела длительный спад вплоть до рубежа тысячелетий.

АЗЛК-2142 был представлен в 1990 году. Автомобиль прошел испытания и полностью готов к серийному производству, которое планировалось на январь 1992 года. В то время предприятие утратило прежнее название «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола», было приватизировано в акционерное компания и название изменено на ОАО «Москвич».

Задержка с подготовительными работами связана с рецессией плюс некоторые технические трудности. Директор АЗЛК Валентин Коломников не хотел повторять ошибку проекта 2141 с устаревшими двигателями от исходной модели и двумя руками проголосовал за новые 1,8-литровые агрегаты 414-й серии, но в производство они так и не поступили.

Прошло время, и в 1997 году наконец было принято решение о запуске производства, но не в базовой версии, а в улучшенной. В то время Москвич решил назвать свои модернизированные модели именами выдающихся деятелей русской истории. Новый генеральный директор предприятия Рубен Асатрян (1996-2004 гг.) настаивал на выпуске более роскошных автомобилей среднего класса мелкими сериями, поскольку, по его мнению, это более выгодно.

Было выпущено две версии, причем более дешевый седан получил название «Князь Владимир». Боковые части кузова сохраняют первоначальный вид, что придает совершенно особенный вид, особенно в сочетании с хромированными аксессуарами. В свою очередь седан, унаследовавший индекс «2142», растянут. Колесная база увеличилась на 20 см (до 2,78 метра), о чем свидетельствует дополнительное боковое окно во второй паре дверей.

Как и модернизированный Москвич-2141, Князь Владимир также получает фары от Hella, которые стали более узкими, в связи с чем изменена форма передней крышки. Хэтчбеки на более длинном шасси называются «Юрий Долгорукий», но у них другая «морда» и катафоты.

На почти прямой корме седана расположены вертикальные задние фонари — по форме они напоминают американские автомобили. Задние стойки достаточно массивны, увеличился свес, но при этом объем багажного отделения остался практически прежним. Длина седана составляет 4 710 мм, ширина — 1 690 мм, а высота — всего 1 400 мм.

Первые «принцы» оснащены двухлитровым двигателем Renault F3R мощностью 83 кВт (112 л.с.). Капот моторного отсека получает долгожданную шумоизоляцию. Гидравлическое рулевое управление поставлено ZF, передняя независимая подвеска со стойками McPherson доработана, колеса — 14-дюймовые легкосплавные.

Большее расстояние между двумя осями положительно сказывается на задних пассажирах, особенно на тех, чей рост более 180 см – они не задевают коленями спинки передних сидений. Экипаж может пользоваться всеми современными удобствами на борту, включая электростеклоподъемники и наружные зеркала заднего вида, кондиционер, индивидуальное внутреннее освещение и откидывающийся задний подлокотник. Только панель приборов и руль выглядят и морально устарели…

В декабре 1998 года «Князь Владимир» неожиданно стал 5-миллионным автомобилем, выпущенным заводом «Москвич» за всю его историю. В 2000 году рассматривался вопрос о рестайлинге автомобиля и замене задней торсионной балки на трехрычажную подвеску Панара. Однако в 2002 году производство на заводе было остановлено.